Интервью с Юрием Романовым.
Год 2007 только начался, но уже 4 января футболисты одесского «Черноморца» вышли из отпуска и приступили к первым занятиям под руководством вернувшегося на «боевой пост» Семёна Альтмана. В период зимнего межсезонья многие специалисты и болельщики уже подвели промежуточные итоги выступления нашей команды в первом круге 16-го чемпионата Украины. «Репортёр» попросил поделиться своим мнением о достигнутых командой результатах известного ветерана одесского футбола Юрия Романова, который также рассказал о своей спортивной карьере, знакомстве с Эдуардом Стрельцовым и многом другом.
«Репортёр»: - Юрий Михайлович, на Ваш взгляд, 9-е место «Черноморца» в таблице – это объективный показатель или стечение неблагоприятных обстоятельств?
Юрий Романов: - Отвечу так – и да, и нет! Одесситы набрали всего 20 очков – безусловно, это отрицательный показатель для действующего бронзового призера. А в отдельных поединках ребята играли просто блестяще – вспомните классные победы над сильными соперниками – донецким «Металлургом» (2:0), львовскими «Карпатами» (1:0), ФК «Харьков» (4:2). Ведь на поле была яркая самобытная команда, которая показывала настоящий футбол и заслуженно одерживала победы! Отмечу, что несколько матчей опять же сложились для одесситов удачно по игре, но не по результату – так часто бывает в футболе. Вспомню «обидные» матчи с запорожским «Металлургом» (1:1), днепропетровским «Днепром»(0:1), алчевской «Сталью» (1:2). Имея явное преимущество, одесситы умудрялись играть вничью и даже проигрывать, в отдельных эпизодах просто теряя концентрацию. Считаю, что команде не хватало психологической устойчивости – и временное отсутствие на тренерском мостике Семёна Альтман также, к сожалению, повлияло на неудовлетворительный результат. Что касается общей оценки, то «по старой шкале» за выступления в первом круге я поставил бы «твёрдую тройку». Но думаю, что ещё не всё потеряно – и во второй половине чемпионата ребята наберутся сил, энергии и вновь повторят прошлогодний успех!
«Р»: - Вспомните, пожалуйста, памятный 1974 год, когда Вы были начальником команды в «Черноморце» и когда одесситы единственный раз в своей истории стали бронзовыми призёрами чемпионата СССР?
Ю.Р.: - Тогда наша команда во второй раз дебютировала в высшей лиге под руководством известного по работе с бакинским «Нефтчи» азербайджанского тренера Ахмеда Алескерова. Судьба мне подарила прекрасную возможность поработать с Ахмедом Лятифовичем, кстати, мы очень дружны до сих пор. Это специалист очень высокого класса. Благодаря его усилиям ребята в команде стали более организованными, повысили свое индивидуальное мастерство, серьёзнее относились к делу. Атмосфера в коллективе была просто великолепная. Алескеров убедил футболистов, что они могут решать высокие задачи. И тогда действительно у наших футболистов стало получаться многое! В нескольких памятных мне матчах одесситы с трудом, но добивались положительного результата, например – когда играли с «Динамо» (Тбилиси), то, проигрывая 0:2, сумели сравнять счёт и добыть важное очко. Очень ярко провели тот сезон Владимир Макаров (он стал лучшим бомбардиром, забив 13 мячей), Виктор Зубков, Григорий Сапожников, Виктор Прокопенко… к сожалению, рано ушедший из жизни Владимир Устимчик… и многие другие… Помню, что после окончания чемпионата мы получили несколько весомых наград – «Кубок прогресса», приз «Справедливой игры», а сразу семь игроков вошли в различные списки лучших футболистов Украины и в целом чемпионата СССР. Кстати, и я тогда получил звание «Заслуженный тренер республики».
«Р»: - И после «бронзового» успеха «Черноморец» дебютировал в еврокубках…
Ю.Р.:- Да, на первой стадии розыгрыша Кубка УЕФА нам довелось играть с грозным римским «Лацио». В домашнем матче благодаря единственному голу Анатолия Дорошенко в первом тайме «Черноморцу» удалось победить. В ответном матче мы построили игру от обороны, на контратаках – и вполне могли удержать нужный нам ничейный счет на табло. Но, к большому сожалению, в спор команд вмешался венгерский арбитр Палотаи. На 89-й минуте он дал пенальти в наши ворота, посчитав, что в одном из единоборств наши защитники нарушили правила. Джорджио Киналья забил гол, а затем ещё два – уже в дополнительное время. Мы проиграли по сумме двух встреч. Но интересно, что даже если бы «Черноморец» выиграл у «Лацио», то своё выступление в еврокубках всё равно бы закончил. Дело в том, что нашим следующим соперником должны была стать испанская «Барселона», но тогда в Испании произошли вооруженные столкновения и руководство страны запретило советским командам встречаться с испанским клубами.
«Р»: - Юрий Михайлович, расскажите о Ваших первых шагах в футболе!
Ю.Р.: - Я с детства любил эту игру и, будучи школьником, всё свободное время проводил на спортивной площадке с друзьями. Мне нравилось играть в защите – и в этом амплуа в 16 лет стал выступать за сборную Ростова. А через год меня взяли в молодёжную сборную СССР. И как-то на сборах в Сочи главный тренер московского «Торпедо» Николай Морозов отметил мою удачную игру в нескольких товарищеских поединках и пригласил выступать за основной состав автозаводцев. Таким образом, в 1955 году я переехал в Москву и провёл в «Торпедо» три удачных сезона, после чего вернулся в родной Ростов.
«Р»: - А при каких обстоятельствах Вы стали выступать в «Черноморце»?
Ю.Р.: - В 1960 году в Ростове проходил турнир профсоюзных коллективов. Мне посчастливилось попасть в состав сборной Ростова и я принял участие в этом турнире. Именно тогда на меня и обратил внимание главный тренер «Черноморца» Анатолий Зубрицкий. Анатолий Фёдорович подошёл ко мне и предложил попробовать свои силы в одесской команде. Я сказал, что являюсь студентом Ростовского политехнического института и должен получить доучиться до конца, чтобы получить диплом, но Зубрицкий оказался очень настойчивым. В течение нескольких дней он «решил эту проблему» – и предложил перевестись в Одесский политехнический институт. Взвесив все «за» и «против», я согласился… В команде акклиматизировался сразу. У нас тогда подобрался просто великолепный состав – Константин Фурс, Анатолий Колдаков, Владимир Дерябин и другие талантливые ребята. Мы действительно были очень боеспособным коллективом и могли многого добиться. Так, в 1961 году под руководством Анатолия Фёдоровича нам удалось стать чемпионами Украины среди команд класса «Б». Помню, что в финальном матче мы обыграли своих земляков из одесского СКА.
«Р»: - Вы играли в московском «Торпедо» вместе с знаменитым Эдуардом Стрельцовым?
Ю.Р.: - Да, и мы дружили с Эдиком не только на футбольном поле, но и в жизни. Очень жаль, что ему, несмотря на огромную славу и почёт, очень не повезло в жизни. Он отсидел (считаю – незаслуженно!) большой срок в тюрьме, что отразилось на здоровье – Эдик очень рано ушёл из жизни. Кстати, после того, как Стрельцов, вышел из тюрьмы, он продолжал играть – и так сложилось, что я был одним из тех людей, которые поучаствовали в его возвращении в большой футбол.
«Р»: - А каким образом Вам это удалось?
Ю.Р.: - В 1962 году мне позвонили из Москвы и попросили организовать товарищеский матч между «Черноморцем» и «Торпедо», в котором мог бы принять участие и Стрельцов. Я обратился к тогдашнему тренеру одесситов Сергею Шапошникову, который тут же согласился помочь и переговорил с командующим Одесским военным округом Амазаспом Бабаджаняном, который являлся депутатом Верховного Совета СССР. На одном из заседаний тот выступил с предложением вернуть Стрельцова в футбол и получил поддержку. Таким образом, Эдик попал в одесское СКА.
«Р»: - Невероятно, но об этом почти ничего не известно!
Ю.Р.: - Да, а дело в том, что Стрельцов провёл в Одессе всего пару месяцев. Ведь он всегда был предан только своему родному клубу – «Торпедо». Он не мог себя представить без этой команды – это был его родной дом! Поэтому он отправился к Бабаджаняну и попросил отпустить его в Москву. Бабаджанян возражать не стал и после возвращения в «Торпедо» Стрельцов блестяще продолжил свою спортивную карьеру – много забивал, стал лучшим игроком чемпионата СССР, снова выступал за сборную страны. А я всегда очень радовался его успехам!
«Р»: - В каком году Вы закончили свою карьеру?
Ю.Р.: - В 1966 году. Я мог бы продолжать играть и дальше, но это могло привести к проблемам со здоровьем, так как я перенёс две тяжёлых операции на колене. Но долго без дела не оставался и перешёл на тренерскую работу. Сначала возглавил измаильский «Дунаец», а дальше «пошло-поехало», и в конце концов я вернулся в «Черноморец» – в качестве начальника, а затем и тренера команды.
«Р»: - Вы также возглавляли футбольно-спортивный клуб «Ветеран»…
Ю.Р.: - Этот клуб был организован для поддержки ветеранов одесского футбола. Под его эгидой проводились различные турниры среди ветеранов. Например, с 1998 года мы постоянно проводили товарищеский матч на Кубок памяти Юрия Заболотного. Вообще же работа клуба состояла в оказании материальной помощи ветеранам одесского футбола. К сожалению, сейчас я сам оказался в подобной ситуации из-за болезни, но не падаю духом и с оптимизмом смотрю вперёд. Меня поддерживают родные, друзья и, наконец, я имею возможность болеть (в хорошем смысле слова) за наш «Черноморец»!
Беседовал Евгений Низов
ИА «Репортёр»